Законодательство

Для метрополитенов ввели новые требования по ОТБ

23 ноября 2020 года прошло очередное заседание экспертного круглого стола, организованного АНО «Индустрия безопасности», посвященное обсуждению новых нормативно-правовых актов в сфере транспортной безопасности. Экспертный круглый стол «Метрополитен: новые требования по обеспечению безопасности» был посвящен рассмотрению особенностей применения Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1641 (ПП №1641) «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)».

В заседании, прошедшем в формате видеоконференции, приняли участие Ольга Токмачёва, начальник отдела оценки уязвимости и категорирования Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта, Александр Хуртин, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора, представители служб безопасности и инженерных служб метрополитенов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара), ассоциации «Метро», компаний-производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности, проектировщики транспортных объектов.

Среди рассмотренных вопросов — требования по досмотру, оснащение КПП техническими средствами, видеонаблюдение и идентификация на ОТИ, защита критических элементов транспортной инфраструктуры.

Заместитель главного инженера службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» Юрий Шаповалов рассказал о специфике ОТБ на Московском метрополитене: это крупнейший и наиболее динамично развивающийся метрополитен страны, в состав которого входит несколько сотен объектов и каждый год это количество увеличивается. Если в отношении вестибюлей станций и пассажирских платформ, а также вагонов подвижного состава требования ПП №1641 мало отличаются от ранее действовавшего законодательства, то требование обеспечить одинаковые условия по ОТБ для линейных (станции, вестибюли) и отдельно стоящих объектов (тяговые подстанции, диспетчерские и инженерные сооружения метрополитена), на которых персонал присутствует лишь эпизодически, вызывает необоснованный требованиями безопасности рост затрат. Также в качестве задачи перед Московским метрополитеном стоит вопрос обновления оборудования, т.к. часть его уже устарела. При этом нужно не просто заменить оборудование, но и интегрировать его в единый комплекс обеспечения безопасности. Работы в этом направлении ведутся, реализовываются пилотные проекты, но полная системная интеграция, по словам Юрия Шаповалова, пока не реализована. Также есть еще одна специфическая проблема, связанная с переоснащением: примерно треть станций Московского метро — объекты культурного наследия, на них особый режим перепланировки, установк иоборудования и других работ: при их проведении нельзя нарушать исторический облик и интерьеры.

Участники дискуссии обозначили еще несколько общезначимых для всех метрополитенов проблем, среди которых:
• места хранения изъятых в процессе досмотра запрещенных предметов, в круг которых в соответствии с постановлением №1641 вошли также опасные химические и биологические агенты,
• организационные процедуры задержания силами ПТБ нарушителей и передачи их сотрудникам правоохранительных органов,
• выделение перевозочных секторов в зоне транспортной безопасности.

Также представители метрополитенов, в числе которых главный инженер службы специальных технических средств подразделения по обеспечению транспортной безопасности Михаил Федоров и начальник отдела транспортной безопасности Алексей Холодных из ГУП «Петербургский метрополитен», начальник службы транспортной безопасности МП «Самарский метрополитен» Дмитрий Дуров, советник директора по транспортной безопасности МУП «Екатеринбургский метрополитен» Олег Дроздов, выясняли у представителей надзорных органов и Росжелдора, нужно ли проводить дополнительную оценку уязвимости в связи с изменением законодательства.

Отвечая на вопросы специалистов, Александр Хуртин и Ольга Токмачёва обозначили позицию Росжелдора и Ространснадзора по некоторым вопросам. Так, Александр Хуртин отметил, что у СТИ появилась обязанность выявлять и предотвращать попадание на транспортные объекты опасных биологических агентов. Законодательство требует в этом случае использования сертифицированного оборудования. Однако провести сертификацию невозможно в связи с отсутствием функциональных требований на такие аппараты. Позиция Ространснадзора такова, что СТИ могут по желанию приобретать и использовать такие средства — обнаружители бактерий, токсинов и т. д. — и использовать их при проведении досмотров.

Ольга Токмачёва, отвечая на популярный вопрос о необходимости проведения оценки или дополнительной оценки уязвимости, сказала, что СТИ могут проанализировать, соответствует ли ранее проведенная оценка/дополнительная оценка уязвимости пунктам Требований ПП №1641 и сделать выводы. Если не соответствует — нужно проводить дополнительную оценку. Если анализ показал полное соответствие оценки уязвимости пунктам Требований ПП №1641 — СТИ принимают решение не проводить дополнительную оценку. Соответствующий запрос для пояснения законодательства направлен в Министерство транспорта Российской Федерации, Росжелдор ожидает ответа.

В ответ на заданный участниками обсуждения вопрос, обязательно ли на метрополитене выделять перевозочный сектор, Ольга Токмачёва ответила, что перевозочный сектор не может быть выделен на данный момент , так как в постановлении Правительства указано, что в перевозочный сектор допуск физических лиц осуществляется по проездным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения. Понятие официального проездного документа упоминается в Национальном стандарте Российской Федерации, утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1635-ст: он должен иметь машиносчитываемый элемент идентификации. Для выделения перевозочного сектора зоны транспортной безопасности законодателю нужно более четко определить дефиниции. Соответствующий запрос для пояснения законодательства направлен в Министерство транспорта Российской Федерации, Росжелдор ожидает ответа.

Главный технолог Международной Ассоциации «Метро» Вячеслав Курышев рассказал о пожарной безопасности подвижного состава метрополитена, в частности, пассажирских салонов вагонов метро. По его мнению, необходимо их дополнительное оснащение автоматическими системами пожаротушения.

Виктор Громов, профессор Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого, затронул важный вопрос негативного влияния гармоник от нелинейных нагрузок электросетей метрополитенов на потребителей, чувствительных к качеству электроэнергии. Так, превышение доли нелинейной нагрузки в электросетях свыше 25% от мощности энергосистемы может вызвать перегрев (вплоть до возгораний) кабельных линий. Тема является актуальной в вопросах обеспечения общей безопасности в метрополитене, и противопожарной защищенности в частности. Подробнее об этом можно прочитать в журнале по ссылке: http://asmetro.ru/upload/magazin/metro_0320.pdf

Илья Шишков, главный инженер проекта Группы ФТК, рассказал о применении требований законодательства по ОТБ на этапе проектирования и отметил, что появление новых требований к ИТСОТБ в ряде случаев вызывает необходимость менять проектную документацию и нести дополнительные издержки.

Алексей Шабля, исполнительный директор «Южполиметалл-Холдинга», рассказал участникам экспертной дискуссии о спектре оборудования по обнаружению опасных химических и биологических агентов, производимого компанией, которое, как в стационарных, так и в мобильных вариантах, становится обязательным для ПТБ в связи с обязанностью перевозчика обнаруживать и предотвращать их попадание в зону безопасности. Также Алексей Шабля рассказал об интегральном решении на основе устройства «Сегмент-Гамма», примененном в системе вентиляции станции «Нагорная» Московского метрополитена. Устройство анализирует состав атмосферы, попадающей в вентиляцию, и при обнаружении угрозы включает вентиляционную систему на вытяжку, предотвращая опасные последствия для пассажиров.

Илья Ильичев, заместитель руководителя отдела по предпродажной поддержке Dahua Technology Rus, рассказал об интеллектуальных системах видеонаблюдения Dahua и их применении на транспортных объектах. Система видеонаблюдения не только дает обзор местности, но и определяет некоторые параметры, например, количество и время нахождения людей в том или ином помещении, патологические паттерны, такие, как конфликт, необычное поведение, падение и т. п. и извещает об этом оператора. В сочетании с тепловизором система может выявлять в потоке людей с повышенной температурой.

Все участники дискуссии согласились, что ряд положений законодательства, касающихся как ОТБ, так и использования техсредств, требуют прояснения, а Ольга Токмачёва уведомила экспертов, что Росжелдор попросил разъяснений у Минтранса по ряду положений ПП №1641, и известит участников по их получении.

Источник: https://www.securitymedia.ru/news_one_11884.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.