Законодательство

Плавучие платформы: нужны отдельные требования по ОТБ

16 декабря 2020 года в онлайн-формате прошел экспертный круглый стол «Требования по ОТБ для плавучих платформ». Организатор мероприятия – АНО «Индустрия безопасности».

Участники круглого стола обсудили специфику применения требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» на плавучих морских платформах.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Валерий Капралов начал свой доклад с исторической справки: искусственные острова, установки и сооружения включены в состав объектов транспортной инфраструктуры в 2016 году. В соответствии с международной конвенцией по АТЗ морских буровых плавучих установок было введено понятие зона безопасности, которая составляет 500 метров от внешних границ установки.

Законодательством установлено, что требования к установкам, которые по сути являются ТС, как к объекту транспортной инфраструктуры предъявляются на период проведения работ по разведке или добыче углеводородов, то есть на ограниченный временной интервал. По мнению спикера, это предъявляет особые требования к оперативности решения задач по их категорированию, оценке уязвимости, разработке и реализации плана ОТБ.

Согласно новым требованиям, которые вводит ПП РФ № 1638, одно подразделение транспортной безопасности может обеспечивать защиту группы объектов, находящихся в ведении одного СТИ, что Валерий Капралов отметил, как существенное отличие нового документа. Также отсутствие жесткой регламентации в документе в части деятельности пункта управления обеспечения транспортной безопасности позволяет создать его для группы искусственных сооружений, островов и установок. Спикер отметил, что такой подход можно было бы применить и к стационарным установкам. Это может заметно снизить затраты субъектов на ОТБ, с учетом того, что размещение ПТБ и пункта управления на большинстве подобных объектов не возможны по объективным причинам, но законодательством предусмотрена возможность их размещения на вспомогательном судне.

Начальник отдела режима, охраны, транспортной безопасности и ИТСО ООО «Газпромнефть-Приразломное» Виктор Гаврись подключился к эфиру непосредственно с объекта на арктическом шельфе – морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Он подробно остановился на проблеме, которая вызвана установленной зоной безопасности в 500 метров и требованиями по её защите силами ПТБ, которые в реальных условиях не представляются выполнимыми. А также отдельно коснулся вопроса безопасности объекта с воздуха: установить воздушную зону безопасности невозможно по причине того, что платформа не является объектом, подконтрольным Воздушному кодексу РФ. Интенсивное развитие беспилотных технологий, по мнению докладчика, является серьезной угрозой безопасности для «Приразломной» и подобных объектов и требует решений от законодателя.

Виктор Гаврись затронул также тему досмотров, обязательного применения биометрии (работа на платформе предусматривает использование персоналом СИЗ) и ряд других проблем. Резюмировал своё выступление спикер необходимостью предъявлять требования по ОТБ к плавучим платформам с учётом их конструктивных и технологических особенностей.

Вадим Прохоров, руководитель отдела маркетинга Группы компаний «ЮПХ» представил разработку компании — мобильный досмотровый комплекс. Особое внимание докладчик обратил на химическую и биологическую угрозу, назвав их угрозами будущего. Именно для выявления опасных химических и биологических агентов, а также наркотических и взрывчатых веществ предназначены приборы, созданные ГК «ЮПХ».

Руководитель направления по защите ОТИ Отдела по защите объектов Управления по режиму и охране ООО «Газпромнефть – Ямал» Олег Чеблаков в своем докладе обозначил проблемы, с которыми приходится сталкиваться при выполнении требований по обеспечению ТБ на удаленных, пожароопасных и безлюдных объектах, которые расположены в малодоступной местности, лишенной какой либо инфраструктуры.

Андрей Новик, начальник отдела обеспечения транспортной безопасности и охраны транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры ФБУ «Служба морской безопасности» поднял вопрос о целесообразности вынесения требований к ОТБ платформ в отдельный документ. Он отметил множество особенностей, связанных с ОТБ на платформах. Среди них: затруднительное определение критических элементов, сложность проведения досмотра людей и грузов, проблемы размещения сотрудников ПТБ и организации их работы.

Законодательно не регламентирована защита морских платформ от угроз с воздуха, а требования по оснащению средствами видеонаблюдения, напротив, выглядят излишними.

О защите от одной из потенциальных воздушных угроз рассказал директор по развитию бизнеса IHub Лаборатории Касперского Олег Барабошкин. Он представил автономное решение Kaspersky Antidrone, которое использует нейронную сеть для обнаружения беспилотников в автоматическом режиме.

Система построена на основе нейронной сети и не только обнаруживает летательные аппараты на дистанции до 4 км, но и может классифицировать их по признаку свой/ чужой, при необходимости нейтрализовать и определять местоположение оператора – пилота дрона. Что важно — беспилотные объекты могут быть выявлены и распознаны не только в воздухе, но и на земле и на водной поверхности. Спикер отметил важность защиты от угрозы со стороны беспилотных аппаратов и призвал включить ее в список возможных угроз на законодательном уровне.

Советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток поддержал Олега Барабошкина в вопросе необходимости признания дронов реальной угрозой. Также он высказался по вопросу обучения специалистов СОТБ.

Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора поддержал предложение об уточнении и совершенствовании требований по ОТБ плавучих платформ и призвал экспертов вносить по этому поводу свои предложения.

Источник: https://www.securitymedia.ru/news_one_12022.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.